Пока Boeing и Airbus уходят с российского рынка, отечественные проекты МС-21 и ЛМС-901 «Байкал» обещают смену курса. Но готовы ли они к реальному взлёту? Разбираемся, когда ждать серийное производство, кто делает ставку на эти самолёты, в чём они выигрывают у конкурентов — и что мешает им подняться в небо.

МС-21 (магистральный самолёт XXI века) — это российский узкофюзеляжный пассажирский авиалайнер нового поколения, разрабатываемый для внутреннего и международного рынка авиаперевозок. Он предназначен для замены устаревших моделей и конкуренции с зарубежными аналогами в сегменте среднемагистральных самолётов, таких как Airbus A320 и Boeing 737.

Самолёт создаётся с учётом современных требований к комфорту, топливной эффективности и экологичности. В проекте используются передовые технологии: композитные материалы для крыла, усовершенствованная аэродинамика, а также современные российские двигатели ПД-14.

Значение проекта для России:

  1. Импортозамещение. Изначально в конструкции использовалось множество иностранных компонентов, но под давлением санкций Россия замещает их отечественными аналогами, включая авионику, двигатели и композитные материалы.
  2. Суверенная гражданская авиация. МС-21 играет ключевую роль в восстановлении независимости России в сфере авиастроения.
  3. Конкуренция в среднем классе. Самолёт рассчитан на перевозку 163–211 пассажиров, что делает его прямым конкурентом ведущих моделей мировых производителей. Успех МС-21 на рынке может укрепить позиции российской авиационной промышленности в мире.
мс-21 пассажирский самолёт

На Международном авиационно-космическом салоне (МАКС) МС-21 регулярно демонстрируется, привлекая внимание потенциальных заказчиков и партнёров.

Краткая справка о МС-21

МС-21 — проект среднемагистрального пассажирского самолёта нового поколения, разрабатываемый в России с начала 2010-х годов. Его основная задача — заменить устаревшие советские Ту-154, Ту-204, Як-42 и конкурировать с зарубежными моделями в сегменте массовых перевозок. Самолёт рассчитан на внутренний и международный рынок, особенно в условиях растущего спроса на рейсы средней дальности.

Основные технические характеристики

МС-21 представлен в двух базовых модификациях:

МС-21-300:

  • вместимость: от 163 до 211 пассажиров (в зависимости от конфигурации);
  • дальность полёта: до 6000 км.

МС-21-310 (с российскими двигателями ПД-14):

  • идентичные параметры, но с полностью отечественной силовой установкой.

Технологические новшества:

  • композитное крыло российского производства (около 40% планера выполнено из композитов);
  • увеличенный диаметр фюзеляжа — более просторный салон в сравнении с конкурентами;
  • новая авионика и система управления;
  • повышенная топливная эффективность и снижение уровня шума.
мс-21 пассажирский самолёт характеристики

Технические характеристики пассажирского самолёта МС-21.

Проект реализуется корпорацией «Иркут» (входит в Объединённую авиастроительную корпорацию — ОАК), которая объединяет производственные мощности, научные и испытательные центры. Координирует проект государственная корпорация «Ростех», отвечающая за технологическое развитие в условиях санкционного давления.

Производство развёрнуто на мощностях Иркутского авиационного завода. Разработка двигателей ПД-14 ведётся ОДК-Авиадвигатель (входит в ОДК, структура «Ростеха»).

Состояние проекта на сегодняшний день

В 2025 году два опытных образца МС-21 готовятся к сертификационным испытаниям на Иркутском авиационном заводе. Один из них, полностью оснащённый отечественными компонентами, должен приступить к лётным испытаниям в 2025 году.

В феврале 2025 года Объединённая двигателестроительная корпорация (ОДК) поставила партию серийных двигателей ПД-14 для установки на импортозамещённые самолёты МС-21 . Однако, по словам авиаэксперта Олега Пантелеева, не все импортозамещённые системы прошли заводские испытания и подтвердили свою готовность к установке на опытные самолёты, что задерживает начало лётных испытаний.

Изначально планировалось начать серийное производство МС-21 в 2024 году и передать первые шесть лайнеров с отечественными двигателями ПД-14 заказчикам в том же году. Но вице-премьер РФ Юрий Борисов сообщил о переносе сроков на 1–2 года из-за санкций западных стран. Согласно обновлённому плану, в 2025 году планируется передать авиакомпаниям 9 самолётов, в 2026 году — 31, а к 2029 году ежегодный выпуск должен достигнуть 72 МС-21.

Интерес к МС-21 на авиарынке

Интерес к российскому среднемагистральному самолёту МС-21 продолжает расти как на внутреннем, так и на международном рынках. Ниже представлены актуальные данные о заказах, потенциальных заказчиках и участии МС-21 в международных выставках.

МС-21 и «Байкал»: смогут ли российские самолёты взлететь по-настоящему?

Проект МС-21 находится на завершающей стадии сертификационных испытаний. Глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов сообщил, что все сертификационные полёты планируется завершить в 2025 году.

Российские авиакомпании и лизинговые компании:

  • «Аэрофлот» заключил твёрдый контракт на 50 самолётов МС-21, с опционом на дополнительные 35 единиц;
  • «Уральские авиалинии» подали заявку на приобретение 38 самолётов МС-21, с ожидаемыми поставками в 2029–2030 годах;
  • «Ильюшин Финанс Ко.» (ИФК) имеет твёрдый контракт на 28 самолётов и опцион на 22 дополнительных;
  • «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) и «ВЭБ-лизинг» также заключили соглашения о поставках МС-21.

Минпромторг России также сообщил о планах формирования заказов на поставки МС-21 на рынки ближнего зарубежья после 2025–2026 годов, с приоритетом на обеспечение внутреннего рынка РФ.

Международный интерес

На Dubai Airshow 2021 МС-21-310 с российскими двигателями ПД-14 был впервые представлен международной публике. Самолёт участвовал в лётной программе, демонстрируя манёвренность и возможности.

  • Air Tanzania рассматривает возможность приобретения МС-21;
  • Катарская компания KATO Investment подписала предварительное соглашение на поставку шести самолётов для Cairo Aviation;
  • «Азербайджанские авиалинии» проявили интерес к МС-21;
  • индонезийские и иранские авиакомпании также выразили заинтересованность в приобретении МС-21.

Сравненим МС-21 с Boeing 737 MAX и Airbus A320neo

МС-21 позиционируется как конкурент ведущих мировых узкофюзеляжных самолётов — Boeing 737 MAX и Airbus A320neo. Вот ключевые параметры для сравнения:

ПараметрМС-21-300 / -310Airbus A320neoBoeing 737 MAX 8
Вместимость163–211 пассажиров150–180 пассажиров162–210 пассажиров
Дальность полётадо 6 000 кмдо 6 300 кмдо 6 570 км
Ширина салона~4,06 м3,70 м3,54 м
ДвигателиПД-14 / PW1400GCFM LEAP-1A / PW1100GCFM LEAP-1B
Старт производствасерийно с 2025 годас 2016 годас 2017 года

Преимущества МС-21:

  1. Более широкий фюзеляж. Салон у МС-21 шире, чем у конкурентов, на 10–20 см. Это обеспечивает больше пространства в проходе и у кресел, особенно в эконом-классе.
  2. Новое крыло из российских композитов. Композитное крыло повышает подъёмную силу и снижает расход топлива, при этом МС-21 стал первым в мире узкофюзеляжным самолётом с таким крылом, выполненным целиком из композитов.
  3. Современные российские двигатели (ПД-14). Созданы как альтернатива западным PW и CFM, обеспечивают экономичность, соответствуют экологическим стандартам и санкционным условиям.
  4. Более низкая цена. По заявлениям разработчиков, МС-21 будет на 10–15% дешевле в закупке по сравнению с западными аналогами.
МС-21 и «Байкал»: смогут ли российские самолёты взлететь по-настоящему?

Проект МС-21 стал одним из приоритетов российской авиастроительной отрасли и символом курса на технологическую независимость.

Уязвимые места и возможные риски:

  1. Задержка производства. Серийный выпуск неоднократно переносился (изначально планировался на 2021–2022 гг.), сроки теперь смещены на 2025–2026 гг.
  2. Ограниченная производственная база. Отечественные комплектующие (авионика, материалы, системы) ещё не в полной мере сертифицированы и отлажены на уровне мировых стандартов.
  3. Отсутствие международной сертификации. Без одобрения EASA и FAA МС-21 не сможет полноценно выйти на международные рынки.
  4. Ограниченный послепродажный сервис. Сеть техобслуживания и запчастей у Airbus и Boeing — глобальная и отработанная десятилетиями. У МС-21 эта инфраструктура пока только формируется.
По мнению специалистов, МС-21 может составить реальную конкуренцию западным аналогам на внутреннем рынке России и в странах, лояльных к российской продукции (страны СНГ, Иран, Сирия, часть Африки и Азии).

Его перспективы зависят от:

  • успеха в импортозамещении,
  • стабильности серийного производства,
  • гибкости в логистике и сервисе,
  • готовности заказчиков к политическим и технологическим рискам.

Если Россия сумеет решить производственные задачи и сертификационные барьеры, МС-21 может занять устойчивую нишу среди среднемагистральных лайнеров нового поколения.

Основные различия между МС-21 и «Сухой Суперджет 100»

ПараметрМС-21-300 / -310Sukhoi Superjet 100 (SSJ100 / SSJ-New)
Тип самолётаСреднемагистральныйРегиональный
Первый полёт20172008
Серийное производствоожидается с 2025 годас 2011 года
Вместимость163–211 пассажиров87–103 пассажира
Дальность полётадо 6 000 км3 048–4 600 км (в зависимости от модификации)
ДвигателиПД-14 (отечественный) / PW1400GPowerJet SaM146 / ПД-8 (на SSJ-New)
ФюзеляжНовый, композитное крылоМеталлический, разработан в 2000-х
Импортозамещение~97% на версии МС-21-310SSJ-New заявлен как почти полностью отечественный
Целевая нишаЗамена Airbus A320, Boeing 737Замена Bombardier CRJ, Embraer E-Jet
Ключевые заказчики«Аэрофлот», Red Wings, «Россия»«Азимут», «Якутия», «Россия», «Ираэро» и др.
Производитель«Иркут» (Корпорация «Ростех»)ГСС (Объединённая авиастроительная корпорация)
Сухой Суперджет

МС-21 претендует на роль флагмана новой волны, SSJ100 — уже рабочая «лошадка» с опытом, но проблемами в сервисе и запчастях.

МС-21 — более современный и вместительный самолёт, ориентированный на магистральные маршруты, с широкой кабиной и акцентом на конкуренцию с зарубежными гигантами. SSJ100 — проект более ранний, используемый преимущественно на внутрироссийских региональных маршрутах. SSJ-New — попытка обновления с большей долей отечественных компонентов.

Перспективы проекта МС-21

Планируемый старт: серийное производство должно начаться в 2025 году с поставки первых 9 самолётов.

Рост темпов выпуска:

  • в 2026 году — 31 самолёт,
  • в 2027 — 63,
  • к 2029 — до 72 самолётов в год.

Эти данные подтверждены Минпромторгом и «Ростехом».

Приоритет: в ближайшие 2–3 года — насыщение внутреннего рынка (замена зарубежных бортов, особенно Boeing и Airbus, покинувших РФ после санкций).

Экспорт на вторую волну:

  • ожидается продвижение МС-21 в страны ЕАЭС, СНГ, Ближнего Востока, Азии и Африки,
  • переговоры уже ведутся с Ираном, Египтом, Танзанией, Индонезией.

Ключевой барьер — отсутствие международной сертификации (EASA/FAA), что ограничивает поставки в ЕС, США и большинство стран Азии.

Положительные эффекты:

  1. Развитие авиапрома: МС-21 — один из флагманов стратегии импортозамещения. Производство требует выпуска и кооперации больше 30 тыс. компонентов, что даёт толчок множеству российских предприятий.
  2. Рабочие места: реализация проекта обеспечивает работой десятки тысяч специалистов на заводах в Иркутске, Уфе, Перми, Казани и других городах.
  3. Обновление авиапарка: критически важно для национальных авиакомпаний в условиях ухода Boeing и Airbus.
  4. Экспортный потенциал: при политической воле и сертификации может стать валютным источником и укрепить позиции России на рынке гражданской авиации.

МС-21 — ключевой долгосрочный проект для российской промышленности. У него есть реальные шансы занять нишу внутри страны и на ряде внешних рынков, при условии успешного запуска серийного производства и выстраивания сервисной инфраструктуры.

ЛМС-901 «Байкал»

ЛМС-901 «Байкал»

ЛМС-901 «Байкал» — российский лёгкий многоцелевой самолёт, разработанный для замены устаревшего Ан-2 и предназначенный для эксплуатации на местных авиалиниях. Проект реализуется Уральским заводом гражданской авиации (УЗГА) с 2019 года.

Текущий статус проекта:

  • с 2022 года проведены лётные испытания, выявившие необходимость доработки конструкции, включая изменения в шасси и хвостовом оперении. По данным Минпромторга, внесены соответствующие коррективы, и испытания продолжаются;
  • УЗГА планирует завершить сертификацию ЛМС-901 до конца 2026 года. Однако, учитывая текущие темпы работ, эксперты считают эти сроки оптимистичными;
  • самолёт оснащается отечественным турбовинтовым двигателем ВК-800СМ, который находится на стадии доработки и испытаний. Серийное производство двигателя планируется начать в 2025 году.

Перспективы и планы:

  • авиакомпания «Аврора» подписала соглашение на приобретение 95 самолётов ЛМС-901. Поставки ожидаются после завершения сертификации;
  • комплексная программа развития авиационной отрасли предусматривает выпуск 139 таких самолётов к 2030 году.

самолёт ЛМС-901 «Байкал»

⚠️ Проблемы:

  • в мае 2025 года вице-премьер Юрий Трутнев заявил, что проект ЛМС-901 зашёл в тупик из-за конструктивных недостатков, увеличивших необходимую длину взлётно-посадочной полосы с 600 до 1200 метров. Он предложил вернуться к идее модернизации Ан-2;
  • стоимость одного самолёта значительно возросла — с 120–200 млн рублей в 2022 году до 455 млн рублей в 2024 году, что вызывает вопросы об экономической целесообразности проекта.

Проект ЛМС-901 «Байкал» продолжает развиваться, несмотря на возникшие трудности и критику. Успешная реализация проекта зависит от завершения доработок, сертификации и запуска серийного производства как самого самолёта, так и его компонентов. Будущее ЛМС-901 остаётся неопределённым, и дальнейшее развитие проекта будет зависеть от решения выявленных проблем и соблюдения заявленных сроков.

Автор, пиши ещё!
2
0
Aleksandr Silk
Как вам проекты новых российских самолётов?

Leave a comment

Эту статью хорошо дополняют 👇
ТОП-10 авиакомпаний России: кто летает и обслуживает лучше всех?
ТОП-10 авиакомпаний России: кто летает и обслуживает лучше всех?
В Абхазию по воздуху: открыта продажа билетов на прямые рейсы в Сухум
В Абхазию по воздуху: открыта продажа билетов на прямые рейсы в Сухум
«Эстафета Победы – 2025»: путь памяти и гордости к 80-летию Великой Победы
«Эстафета Победы – 2025»: путь памяти и гордости к 80-летию Великой Победы
Тариф «Семейный» от РЖД: выгодно ли путешествовать на поезде всей семьёй?
Тариф «Семейный» от РЖД: выгодно ли путешествовать на поезде всей семьёй?
Тарифы и акции РЖД и «Гранд Сервис Экспресс» в 2025 году: что изменилось и как сэкономить на билетах
Тарифы и акции РЖД и «Гранд Сервис Экспресс» в 2025 году: что изменилось и как сэкономить на билетах
Сочи 2025: что привлекает туристов?
Сочи 2025: что привлекает туристов?