С 2024 года железнодорожное и автомобильное сообщение с Крымом развивается по новым маршрутам, включая проезд через Донбасс и другие новые регионы. Какие поезда уже курсируют, какие сложности могут возникнуть в пути и что ждёт отдыхающих в 2025 году? Разобрался в особенностях маршрутов на машине, безопасности и перспективах железнодорожных поездок на полуостров.
Согласно официальной статистике, в 2024 году Крым посетили 6 миллионов 60 тысяч туристов, что на 16% больше, чем в 2023 году.
Распределение туристов по регионам Крыма:
- ЮБК: 50% отдыхающих;
- западное побережье: 24%;
- восточное побережье: 15%;
- Симферополь, Симферопольский и Бахчисарайский районы: 11%.
Как отдыхающие добирались на полуостров:
- через Крымский мост на автобусах и автомобилях: 63%;
- через Крымский мост на поезде: 26%;
- через новые территории: 11%.
Эти данные говорят о том, что туристическая привлекательность Крыма постепенно восстанавливается и даже растёт, несмотря на некоторые логистические сложности. Для сравнения, в 2021 году Крым посетили около 9,5 миллиона человек.
От 2025 года ждали новостей о возобновлении авиарейсов на юг России. Информация о том, что аэропорт в Краснодаре могут открыть в декабре-январе, мелькала во всех заголовках. Проводились даже тестовые спецрейсы из Москвы и Минвод, которые должны были показать возможность снятия полётных ограничений.
С большой вероятностью аэропорт в Симферополе останется закрытым и в 2025 году. Сочи и Минеральные Воды — сегодня главные авиахабы, взявшие на себя весь туристический трафик на юге страны.
Даже если вы прилетите в аэропорт рано утром, такой комбинированный вариант всё равно остаётся самым быстрым способом попасть сегодня на полуостров.
О чём вы узнаете 🎓
🆕 Последние новости
- открытие ж/д линии Ростов-на-Дону — Крым через новые регионы. С сентября 2023 года начались работы по восстановлению и строительству железнодорожной магистрали, соединяющей Ростов-на-Дону с Крымом через Донецк, Мариуполь и Бердянск. К марту 2024 года было проложено 63 км новых путей и восстановлено 140 км существующих. Грузовые поезда начали курсировать с 15 марта, обеспечивая поставки стройматериалов, предметов быта и продуктов для жителей новых регионов. Пассажирское сообщение планируется запустить сразу после стабилизации обстановки в регионе;
- в январе 2025 года стало известно, что проект организации ж/д сообщения между Крымом и центральной частью России через новые регионы оценивается в 90–160 миллиардов рублей. Расходы планируется покрыть в рамках инвестиционных программ «Железные дороги Новороссии» и «Крымская железная дорога»;

Президент Владимир Путин отметил, что новая железная дорога станет альтернативой Крымскому мосту, обеспечивая дополнительный путь на полуостров. Он подчеркнул важность восстановления железнодорожного сообщения через Донбасс и Новороссию.
- запуск пассажирского поезда Владикавказ — Симферополь: В декабре 2024 года было объявлено о планируемом запуске железнодорожного сообщения между Северной Осетией и Крымом. Поезд по маршруту Владикавказ — Симферополь начнёт курсировать в конце апреля 2025 года с периодичностью раз в четыре дня. В отдельной статье я подробно рассказывал о том, будут ли запущены дополнительные поезда в Крым этим летом.
Как добраться в Крым в 2025 году
По Крымскому мосту сегодня движется самый оживлённый трафик в сторону полуострова и обратно. В разгар сезона из-за плотного потока создаются пробки, что сильно влияет на время в пути. Это обстоятельство заставляет туристов искать альтернативные маршруты к местам отдыха.
Сегодня попасть на полуостров можно 7 способами:
На самолёте в Симферополь.Такой способ сегодня не работает. Но есть альтернативные варианты: вы можете прилететь в один из ближайших к Крыму аэропортов — Адлер или Минеральные Воды. В прошлом году также был открыт аэропорт в Элисте, расположенном в Калмыкии, а с 1 мая 2025 года планируется открытие аэропорта в Сухуме, в Абхазии. Летом самые дешёвые билеты из Москвы в Сочи на Авиасейлс можно найти от 9000 ₽ в одну сторону. О том как, искать недорогие билеты на самолёт, читайте в моём руководстве.По «единому» билету: РЖД + автобус. На данный момент «единый» билет действует на курорты Абхазии. В этом материале я уже рассказывал о том, в каких случаях могут быть удобны мультимодальные маршруты.- На фирменных поездах «Гранд Сервис Экспресс». Продажа билетов на лето снова доступна за 90 суток. Скорые поезда «Таврия» ежедневно отправляются из Сочи и многих центральных регионов России до конечных станций в Крыму: Севастополь, Симферополь, Евпатория и Феодосия. С прошлого года сезонных рейсов на южные направления, в том числе в Крым, стало больше. Уже в марте открылась продажа ж/д билетов на прямые поезда из Санкт-Петербурга и Пскова в Севастополь и Евпаторию.
- По маршруту Анапа/Тамань – Керчь и обратно курсируют электрички – рельсобусы, состоящие из 1–4 вагонов. Если вам подходит такой способ, читайте мой подробный материал, как добраться из аэропорта Сочи в Геленджик (дорога проходит через Анапу).
- На машине по федеральным трассам М-4 «Дон» — А-291 «Таврида». Для движения автомобилей предназначена левая полоса, по правой движутся автобусы и транспорт экстренных служб. Основной поток пассажирских автобусов в этом направлении идёт из Москвы. Другие города также имеют автобусное сообщение с полуостровом, которое проходит через Краснодар, Ростов-на-Дону и Анапу. В 2025 году стоимость проезда от Москвы до Краснодара в одну сторону в будние дни составляет от 3180 ₽, в выходные — 3880 ₽.
- Поездка на автобусе — самый неудобный вариант, я бы рекомендовал его рассматривать только в случае отсутствия ж/д билетов или для пересадки с поезда в Краснодаре по дороге в Керчь. Главный плюс в том, что в случае отсутствия очереди на мосту до Керчи на автобусе можно добраться на пару часов быстрее, чем на поезде. Лучше арендовать автомобиль в Краснодарском крае на Localrent. Так добираться будет комфортнее и выгоднее.
- Через новые регионы по альтернативной сухопутной трассе Р-280 «Новороссия». Для этого вам нужно свернуть с трассы М-4 «Дон» и выехать на трассу А-280 Ростов-на-Дону → Таганрог → граница с Украиной. Начиная в Ростове-на-Дону, трасса проходит вдоль Азовского моря, через Таганрог → Мариуполь → Бердянск → Мелитополь → Джанкой. Длина нового отрезка примерно 400 км, весь путь займёт от 6 часов. В 2025 году дорога через новые регионы открыта для всех видов транспорта. Плюсы этого маршрута:
- на всём пути хорошее покрытие из асфальта и двухполосная дорога. В этом году начнётся расширение дороги до четырёх полос, будут установлены инженерные системы и освещение в соответствии со стандартами РФ;
- мобильная связь и GPS работают без перебоев;
- на протяжении всего маршрута расположены автозаправочные станции, где можно расплатиться наличными или банковской картой «МИР»;
- стоит учесть, что на новых территориях пока не действует обязательное страхование гражданской ответственности (ОСАГО). Кроме того, на пути могут встретиться блокпосты, где военные имеют право попросить вас остановиться для досмотра.
- Для грузовых автомобилей и рейсовых автобусов, а также пассажиров без легковых транспортных средств по морю доступна Керченская паромная переправа, где курсируют паромы: «Лаврентий», «Мария» и «Керченский-2». Также ходят два ж/д парома и курсируют дополнительные БДК.
Кроме того, закончено строительство новой платной скоростной трассы А-289 (Краснодар – Славянск-на-Кубани – Темрюк),
Платная трасса А-289 «Краснодар — Славянск-на-Кубани — Темрюк»
В 2024 году завершено строительство новой платной скоростной трассы А-289, которая стала дальним подходом к Крымскому мосту и разгрузит участок М-4 «Дон».
- протяжённость: около 119 км;
- маршрут: начинается от Дальнего западного обхода Краснодара и проходит в обход населённых пунктов: Марьянская, Новомышастовская, Славянск-на-Кубани и Темрюк, соединяясь с трассой А-290 в районе хутора Белый;
- количество полос движения: четыре полосы.
Согласно распоряжению правительства, использование участка трассы А-289 с 10-го по 128-й километр осуществляется на платной основе до 31 декабря 2124 года.

Новая трасса А-289 c возможностью выбора между платным и бесплатными вариантами проезда.
На момент открытия трассы в декабре 2024 года проезд был бесплатным. Предполагалось, что взимание платы начнётся после обустройства пунктов взимания платы (ПВП) в 2025–2026 годах. Точные тарифы на проезд будут установлены государственной компанией «Автодор» и объявлены дополнительно.
Альтернативные маршруты:
Для водителей, предпочитающих бесплатные варианты проезда, предусмотрены следующие альтернативные маршруты:
- Через населённые пункты Новомышастовская, Славянск-на-Кубани и Темрюк.
- По трассе А-146 «Краснодар — Верхнебаканский» с выходом на А-290 «Новороссийск — Керчь».
Новая дорога по Арабатской стрелке
В апреле 2023 года врио губернатора Херсонской области Владимир Сальдо сообщил о планах строительства современной автодороги по Арабатской стрелке. Рассматриваются варианты как наземной трассы, так и монорельсовой подвесной дороги для разгрузки основного пути.

Арабатская стрелка — это песчаная коса, которая соединяет город Геническ Херсонской области с территорией Крыма в районе села Каменское в 45 км от Феодосии. По ней планируется строительство современной дороги, состоящей из двух трасс — автомобильной и монорельсовой подвесной.
Этот маршрут рассматривается как альтернативный сухопутный коридор, который позволит улучшить транспортное сообщение между регионами и сократить путь из новых субъектов Российской Федерации в направлении Кубани и Крыма.
- протяжённость: около 130 километров;
- маршрут: дорога будет проходить по Арабатской стрелке, соединяя Геническ в Херсонской области с восточной частью Крыма, в районе Феодосии;
- текущее состояние: существующая дорога на Арабатской стрелке в основном представляет собой песчаную или щебёночную трассу, местами с асфальтовым покрытием, особенно в северной части косы. Сегодня её состояние оставляет желать лучшего, что ограничивает использование маршрута преимущественно местными жителями и автотуристами.
Помимо дороги, на Арабатской стрелке планируется строительство нового курортного города на 30 тысяч человек, что должно способствовать развитию региона и привлечению туристов.
Трасса «Таврида»

Участок трассы Симферополь — Белогорск трассы «Таврида».
- севастопольский участок. C 1 апреля 2025 года введено временное ограничение на движение грузовых автомобилей по участку трассы «Таврида» в направлении Севастополя. Это связано с повышенной аварийностью с участием большегрузов на данном отрезке. Ограничение действует до конца 2025 года и может быть продлено. В обратном направлении, в сторону Симферополя, движение грузовиков разрешено без ограничений;
- новые съезды к побережью. Власти Крыма утвердили проекты строительства новых дорог, соединяющих трассу «Таврида» с побережьем. В частности, планируется строительство дороги Льговское – Грушевка – Судак протяжённостью около 32 км, ведущей к арт-кластеру «Таврида». Завершение работ запланировано на 2026 год;
- обход Симферополя. В 2025 году планируется завершить строительство юго-восточного обхода Симферополя (трасса Донское – Перевальное), начинающегося от трассы «Таврида». Эта дорога позволит туристам сокращать путь к южному берегу Крыма, минуя городскую черту Симферополя;
- освещение трассы. В 2025 году начнутся работы по монтажу освещения на всей протяжённости трассы «Таврида» с использованием энергосберегающих систем. Это повысит безопасность и комфорт движения в ночное время.
Проезд по Крымскому мосту
Путь из материковой России через Крымский мост протяжённостью 19 км проходит через Керченский пролив. Сегодня это основное сообщение «материк» — полуостров.
Планируя поездку по Крымскому мосту в высокий сезон и не только, стоит иметь в виду:
- каждый автомобиль проходит осмотр — либо вручную, либо с помощью сканера. Первый вариант быстрее;
- в любое время движение может быть перекрыто на несколько часов;
- перед въездом на мост может образоваться автомобильная пробка, связанная с досмотром транспорта на пункте пропуска. Иногда очередь растягивается на несколько километров, простоять в ней можно не один час. На такой случай желательно с собой иметь запас воды и перекус. Пробки из-за досмотра возникают, как правило, в летний сезон, когда количество автомобилей возрастает;
- в районе моста, а также в окрестностях Севастополя и Симферополя не работают навигаторы. Это происходит из-за глушения GPS и ГЛОНАСС.
В случае, если движение по мосту перекрывают на длительное время, может быть предложено два альтернативных способа добраться на полуостров:
- Водителям грузовых автомобилей и рейсовых автобусов — пересечь Керченский пролив на пароме из морпорта «Кавказ».
- Водителям легковых авто — проехать через новые регионы по трассе «Новороссия».
Маршрут движения через новые регионы изначально был разработан для того, чтобы не стоять в пробках на Керченском мосту. Когда полотно моста пострадало, этот сухопутный путь был единственно возможным способом попасть на полуостров.

На контрольно-пропускном пункте, который находится рядом с селом Чонгар, требуется пройти проверку. Эта процедура аналогична той, что проводится на КПП на Крымском мосту.
💬 Частые вопросы