Калининградская область — самый западный регион России, который не имеет прямого сухопутного сообщения с основной частью страны. На северо-западе он отрезан Балтийским морем, на юге проходит граница Польши, на востоке — Литвы.
Раньше в Калининград можно было добраться наземным транспортом через Прибалтику. С 2022 года Литва и Польша отменили въезд по шенгену для россиян, а заодно ввели ограничения на транзит через свою территорию, тем самым лишив российских автовладельцев без калининградских регистрационных номеров возможности проезда.
Теперь, если у вас не нашлось оснований на получение УТД (упрощённый транзитный документ), единственный способ попасть в Калининград на своей машине — на грузопассажирском пароме через Балтийское море.
В 2025 году из морского торгового порта Усть-Луга (160 км от Санкт-Петербурга) в порт Балтийск (51 км от Калининграда), а также из пассажирского порта «Морской фасад» (Василеостровский район) в порт Пионерский (42 км от Калининграда) можно добраться на пяти паромах: грузопассажирских «Амбал» и «Балтийск» 1990 года выпуска и на новых автомобильно-железнодорожных «Генерал Черняховский» и «Маршал Рокоссовский» вместимостью 80 вагонов или 78 машин.
С 4 июня 2024 года по морской линии Усть-Луга — Балтийск начал курсировать новый паром «Антей». Однако о нём массово заговорили только в начале 2025 года, когда паром вышел на новую линию Санкт-Петербург — Пионерский. Его задача такая же, как и у остальных паромов, — помочь в решении одной из ключевых проблем Калининграда, связанной с транспортировкой легкового и грузового автотранспорта, а также с проездом водителей. Теперь многим автовладельцам не придётся добираться на самолёте в/из Санкт-Петербурга.
При полной загрузке «Антей» был построен в 1988 году и может вместить больше 90 ТС: 44 — на нижней палубе и 50 — на верхней. Однако главная особенность нового парома заключается не в этом, в отличие от четырёх других, которые могут взять на борт только 12 человек, «Антей» за раз способен перевезти 149 пассажиров. Для этого предусмотрено 59 кают, есть ресторан и даже детская комната.
Единственное отличие от туристического парома — это цена. Без машины не проедешь, а стоимость доставки легкового автомобиля составит примерно 68 196 ₽ в одну сторону, мотоцикла — 36 583 ₽ за один рейс. Для грузового автомобиля (свыше 3,5 тонн) цена начинается от 100 000 рублей.
Стоимость проезда для пассажиров начинается от 6820 ₽ за место в шестиместной каюте. Билеты можно купить через систему электронного бронирования на сайте оператора линии.
Отправление из:
- пассажирский порт «Морской фасад». Адрес: проспект Крузенштерна, 18, стр. 4, Санкт-Петербург.
- морской торговый порт Усть-Луга. Адрес: посёлок Усть-Луга, Кингисеппский муниципальный район, Ленинградская область.
Прибытие в:
- морской порт Балтийска. Адрес: Калининградская область, Нижнее ш., 17, г. Балтийск.
- порт Пионерский. Адрес: Калининградская область, г. Пионерский.
Также прошлым летом после модернизации на паромную линию между Калининградом и Санкт-Петербургом вышел грузовой теплоход «Инженер Вешняков», предназначенный для перевозки автомобильного и железнодорожного транспорта.
Кроме того, к 2028 году планируется усиление морской линии за счёт ввода в эксплуатацию двух новых железнодорожных паромов, что позволит расширить провозные мощности на стратегически важном маршруте.
О чём вы узнаете 🎓
Что ещё нового
Новость о том, что с «материка» могут запустить автономные грузопассажирские суда, появилась ещё в начале осени 2023 года. С учётом запрета транзитного проезда по странам Балтии на личном транспорте это оказалось важной информацией для автовладельцев.
На международной выставке «Нева-2023» президент ведущей российской IT-компании Sitronics Group Николай Пожидаев рассказал прессе об амбициозных планах: между Питером и Калининградом решено запустить беспилотные грузопассажирские суда. Сначала их предстоит проверить на автотранспорте, а затем на постоянной основе задействовать в акватории Северного морского пути.
Тестирование системы уже начато, вероятно, беспилотные суда появятся в 2025 году. Пассажирский электрический катамаран Ecovolt стал одной из платформ для тестирования и последующего внедрения прогрессивной системы. Планируется, что между Ленинградской и Калининградской областями будут курсировать две таких автопилотируемых «Теслы».
В 2023 году большие паромы «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский» были серьёзно модернизированы и стали первыми российскими беспилотными судами. Теперь они оснащены новейшим высокотехнологичным оборудованием:
- автономной системой навигации;
- оптической системой анализа окружающей обстановки;
- системой управления движением и маневрированием;
- системой наблюдения за состоянием судна.
Более того, беспилотные эко-паромы оснащены системой дистанционного управления. В случае необходимости Центр управления в Санкт-Петербурге может взять судно под контроль удалённо.
Паромная переправа, соединяющая основную часть России с Калининградской областью, задействована между морскими портами «Усть-Луга — Балтийск» и «Санкт-Петербург — Пионерский».
Время погрузки паромов тоже сократилось до 5 часов, раньше требовалось не меньше 20.
Количество грузовых паромов за последние годы заметно увеличилось. Если в начале 2022 года по линии «Усть-Луга — Балтийск» курсировали всего два судна, то сегодня больше 20. Причиной тому стала необходимость доставки в Калининград грузов, попавших под санкции Евросоюза, часто — социально значимых. Паромы перевозят нефтегазовое оборудование, металлоконструкции, трубы, тяжёлую строительную технику, навалочные (без тары) грузы, а также китайские автомобили BAIC, Kaiyi, Forthing и SWM, производимые калининградской компанией «Автотор».
Цена перевозки авто на пароме в 2025 году
С 17 октября 2024 года в связи с индексацией судовладельцами тарифов на морской фрахт повысилась и цена перевозки:
- стоимость перевозки легкового автомобиля варьируется в зависимости от выбранной автотранспортной компании и начинается от
53 00055 200 ₽. Цена зависит от размеров транспортного средства, наличия прицепа и т. д.; - стоимость двухместной каюты третьего класса составляет от 6500 до 12 000 ₽. Если вы путешествуете с попутчиком, то он также будет платить за каюту эту же сумму. Однако нет никаких гарантий, что вы окажетесь в одной каюте, и что ваш пассажир вообще сможет попасть на паром. Места в каютах необходимо бронировать заранее.
Таким образом, без учёта надбавок за негабаритный груз, стоимость проезда за одного пассажира с легковым автомобилем составит +/- 70 000 ₽.
Как забронировать место
На всех паромах, кроме «Антея», имеется всего 6 двухместных кают, рассчитанных на 12 человек каждая. По официальной информации перевозчиков, продажа билетов для сопровождающих грузы осуществляется в приоритетном порядке.
Что для этого требуется:
- Перепроверить расписание паромов на официальных сайтах компаний-перевозчиков, например, eurotek.ru, imex-service.ru, transbc.ru.
- Оформить заявку, убедиться, что она точно отправлена.
- Получить подтверждение и доставить машину в морской порт за два дня до отправления парома.
- Иметь с собой стандартный пакет документов на авто. Шенгенская виза и УТД не нужны, для проезда в Калининград по морю достаточно внутреннего паспорта.
Почему до сих пор нет пассажирского паромного сообщения с Калининградом
До 2020 года паром «Петербург» успешно выполнял свои функции, в том числе осуществлял автопассажирские перевозки. Двух- и трёхместные каюты, а также трёхразовое питание на борту привлекали путешествующих на своём авто. Но 6 лет назад его отправили на ремонт, а потом и вовсе арестовали за долги в таллинском порту.
Морское сообщение из Питера в Калининград доступно только автовладельцам, попасть на борт без машины или любого другого груза нельзя.
Вопрос о возобновлении пассажирского морского сообщения из Санкт-Петербурга в Калининград и обратно периодически встаёт на повестку дня, но каждый раз не находит своего решения из-за соображений целесообразности (читай, рентабельности).
Две основные причины, по которым организация пассажирских перевозок сегодня считается бесперспективной:
- Стоимость билетов. По грубым оценкам, стоимость билета на паром с возможностью взять с собой автомобиль составляет около 65 000 ₽. Для сравнения: билет на самолёт из Санкт-Петербурга в Калининград даже летом стоит от 4000 ₽, из Москвы — от 7000 ₽. А по акции и без багажа можно купить за символические 999 ₽. На субсидированные билеты в Калининград цены фиксированные, в среднем от 1000 ₽.
- Время в пути на пароме через Финский залив и Балтийское море составит от 36 до 40 часов. На самолёте, даже с учётом закрытого неба над Европой, этот же путь из центральных регионов России занимает меньше двух часов.
Добраться в Калининград самолетом быстрее и дешевле, чем по воде. Если вы боитесь летать, то можете воспользоваться поездом. Из Москвы до Калининграда можно доехать меньше чем за сутки. Стоимость билета в купе — до 5000 ₽. Однако для поездки на поезде вам потребуется загранпаспорт и оформление УПД-ЖД.
На мой взгляд, пассажирские морские перевозки в Калининград станут востребованы только в случае возобновления полноценных круизов, которые можно использовать одновременно и для транспортировки грузов.
Прекрасным примером такого круиза был лайнер «Принцесса Анастасия», вмещавший на борту до 2500 человек и 580 машин. Начиная с 2011 года судно совершало регулярные круизные рейсы по маршрутам Санкт-Петербург — Хельсинки — Стокгольм — Таллин — Санкт-Петербург и Санкт-Петербург — Калининград.
Из-за пандемии рейсы были приостановлены. Сейчас паром «Принцесса Анастасия» принадлежит частной кипрской судоходной компании «St. Peter Line», зарегистрированной в Европе. В 2025 году он ходит под итальянским флагом. Власти Калининграда окончательно отказались от идеи его выкупа.
В Балтийске не хватает терминалов
Губернатор Калининградской области Антон Алиханов полагает, что пассажирское морское сообщение между Санкт-Петербургом и Калининградом можно организовать только в формате круизных поездок, а не обычных паромных перевозок. Но и здесь была незадача — для запуска круизного сообщения в порту Балтийск недостаточно терминалов.
Изначально планировалось, что новый морской порт в городе Пионерский начнёт работу в 2020 году. Однако только в декабре 2024 года порт принял первые грузы, что стало важным шагом в развитии транспортной инфраструктуры региона. В январе 2025 года порт Пионерский начал регулярное обслуживание грузопассажирского парома «Антей», который выполняет рейсы из Санкт-Петербурга.
Инфраструктура нового терминала позволит обслуживать суда длиной до 191 метра, шириной до 26 метров и осадкой до 7 метров. Его цель — принимать 110 круизных лайнеров ежегодно и не меньше 225 000 пассажиров.
Морской порт в Пионерском ориентирован исключительно на внутренний рынок. В настоящее время продолжается строительство второго причала, оградительного мола, здания пассажирского терминала и вспомогательных сооружений. Полное завершение строительства и ввод в эксплуатацию всех объектов порта планируется к концу 2025 года.
💬 Частые вопросы
Что в итоге
Похоже, круизный лайнер «Принцесса Анастасия» больше не вернётся в акваторию Балтийского моря. Другой информации о возобновлении морского пассажирского сообщения с Калининградом сегодня нет. В новостях периодически появляются осторожные намёки на возобновление рейсов, но пока это только планы.
Рентабельность круизов должна чем-то подкрепляться. Платить от 15 000 ₽ за 40 часов морской качки пассажиры будут готовы только при наличии кафе, баров, зон отдыха и вечерних развлекательных программ на борту.
А пока:
- Полноценных пассажирских перевозок на паромных линиях «Усть-Луга — Балтийск» / «Санкт-Петербург — Пионерский» сегодня нет. И будут ли они осуществляться даже в 2026 году, точно неясно.
- Сейчас из Санкт-Петербурга в Калининград ходят пять грузопассажирских паромов. Их приоритет — грузовые перевозки.
- На всех паромах, кроме «Антея», всего 12 пассажирских мест. Поэтому рекомендуем бронировать места заранее.
- Заполнить онлайн-заявку на перевозку автомобиля и сопровождение можно на сайте компании-перевозчика.
- Цена проезда составит не меньше 65 000 ₽. В 2025 году проходят тестирование автопилотируемые электрические суда. Это может сократить стоимость перевозки, но в туристическом направлении пока явных перспектив нет.
- Ориентировочное время в пути на пароме — 38-40 часов.
Продолжаем следить за изменением ситуации с морскими пассажирскими перевозками из Питера в Калининград.
Кто вообще отдаёт такие деньги? Из Японии во Владик или на Сахалин дешевле доставить машину. А тут в своей же стране дороже
Михаил, круизами пользуются не из-за цены или перевозки машин и других грузов. Круизы выбирают из-за комфортного времяпровождения на палубе, попутно заходя в разные порты и прогуливаясь по городу.
Куда кроме как Калининграда и Спб будут сейчас заходить отечественные круизы? Вернее кто их туда пустит? Наверное помните сколько шума было, когда наш круизный лайнер летом 2023 года зашёл в грузинский Батуми. Думаю, в ближайшие лет пять как минимум круизы по Балтике не будут востребованы, к сожалению…
Наталья, грузопассажирский паром нужен для перевозки пассажира с его автомобилем из одного пункта в другой.что вы уперлись в свои круизы.калининградцы заперты в области врагами,а люди путешествовать хотят.не на поезде и самолёте,а на своей машине,это и удобней и дешевле.паромы из финляндии в германию не ходят пустыми,почему то там это рентабельно?правители виноваты в нынешней ситуации,так пусть думают головой как из неё выйти!
Сергей, на сколько мне известно калининградцам проезд транзитом на своей машине через Литву в Россию и обратно разрешён по УТД. Для них по сути ничего не поменялось в 2024 году. Зачем грузить машину на паром и тратить 45 тысяч?! Какая еще блокада?
Турист, вы пробовали проехать по УТД? полный бред пишите
Сергей, ездили знакомые (у них прописка в Калининграде). В Москве через посредников оформили упрощенный транзитный документ и проехали через Чернышевское, сейчас это единственный автомобильный погранпункт, который работает между Литвой и Россией
Дорого! За 45к можно купить недельный тур в Светлогорске или Зеленоградске
Аноним, так оставь машину на пароме и лети на самолёте из Питера за 2к. Какая-никакая экономия ?
Билет на комфортабельные паромы из Финляндии в Германию с питанием по системе «шведский стол» + сауна, бассейн, кино, по вечерам бесплатные концерты живой музыки для взрослых и аниматоры для детей стоит примерно 100–150 евро или те же 15 000 рублей. А у нас, если и соизволят запустить, ценовой старт сразу от 15+ тысяч! ))
Григорий, такие круизы пользовались бы спросом у иностранных туристов — латышей, литовцев, да и в целом всех европейцев, которые бы хотели побывать в Питере. Для них те же деньги и новые приключения.
Обратно в Европу из СПБ на скоростном поезде «Аллегро» в Хельсинки например можно было бы. Но теперь это из ряда фантастики — ни поезда, ни морского сообщения с Россией больше нет
В данном случае, круизы — это ненужная опция. Очень большой поток желающих из Европы попасть в Россию на своём автомобиле. Границы почти перекрыты, отстоять несколько суток или это же время провести на борту с комфортом — выбор очевиден. Думаю, что и многие калининградцы бы тоже с удовольствием бы отдохнули в «большой» (не знаю как по другому назвать) России вместе с автомобилем. Поэтому, для этой линии необходим не круизный лайнер, а пассажирский паром. Да, кстати, если посчитать — по топливу до питера около 200-т евро, плюс непонятность с границей — я бы выбрал паром, если бы он был….
Хм. Александр, предлагаю вам посмотреть цены на авиабилеты в Калининград летом. Как раз Авиасейлз и смотрю на одного взрослого ценник от 17к. Так что если с машиной еще по 10,5к за пассажиров доплатить, то все не так уж кошмарно. Особенно если речь про микроавтобус на 6 человек.
Сергей, вижу билеты у «Смартавиа» из Питера в Калининград на август за 7500 рублей с багажом до 10 кг, в июле подороже +/- на 1500 рублей. Если подписаться на рассылки авиакомпаний, установить бот в Телеграме или самостоятельно следить за акциями, можно и летом улететь в два раза дешевле. О том, как это сделать, рассказывал в этой статье https://vandrovnik.ru/travelhack/cheap-flights
Что касается микроавтобуса на 6 человек. Кают в грузовых паромах мало, мест может просто-напросто не хватить для всех пассажиров.
Мерзкие упыри наживаются на безысходности жителей калин-й обл, на месте авто, дерьмо или ценник упоратый, зарплаты мизер, продукты дороже чем в Москве, чтобы что то купить получше в Питер, Москву, деньги, нервы, время, паром умело обирают, прячась за ширму скрытность, если вякниш черьвь……, приятно, да?!!
Здравствуйте! Какая стоимость отправки лёгкого автомобиля из Усть-Луги в Балтийск?
Рыбакам выгоднее продавать НАШУ рыбу за границу, чем россиянам. Здесь тоже самое — выгоднее катать коммерческие грузы и бюджетные грузы, но не пассажиров с авто и без онного. Чую, блокадникам в Калининграде выгоднее иметь иное правительство, которое сможет решать такие вопросы в 1-ю очередь для народа, а потом уже для бизнесменов.
здравствуйте скажите пожалуйста пором круглый год или есть ограничение
Александр, весь год ходит корабль!
Грузовая машина 23 тонны с грузом высоты 4.5 ширины 3.3 длина 11 м сколько выходит из Санкт Петербург в Балтийск
Можете рассчитать точную стоимость на сайте выбранной транспортной компании.
В Калининграде время как-то отличается от московского?
В Калининградской области действует часовой пояс UTC+2, который на час отстаёт от московского. Подробнее о часовых зонах в регионах России писал здесь https://vandrovnik.ru/rus/time-zone