Калининградская область — самый западный регион России, который не имеет прямого сухопутного сообщения с основной частью страны. На северо-западе он отрезан Балтийским морем, на юге проходит граница Польши, на востоке — Литвы.

До СВО в Калининград можно было добраться наземным транспортом через Прибалтику. С 2022 года Литва и Польша отменили въезд по шенгену для россиян, а заодно ввели ограничения на транзит через свою территорию, тем самым лишив российских автовладельцев без калининградских регистрационных номеров возможности проезда.

Теперь, если у вас не нашлось оснований на получение УТД (упрощённый транзитный документ), единственный способ попасть в Калининград на своей машине — на грузопассажирском пароме через Балтийское море.

В 2024 году из морского торгового порта Усть-Луга (160 км от Санкт-Петербурга) в порт Балтийск (59 км от Калининграда) и обратно можно добраться на четырёх паромах: грузопассажирских «Амбал» и «Балтийск» 1990 года выпуска и на новых автомобильно-железнодорожных «Генерал Черняховский» и «Маршал Рокоссовский» вместимостью 80 вагонов или 78 машин.

🆕 Что нового

Новость о том, что с «материка» могут запустить автономные грузопассажирские суда, появилась ещё в начале осени 2023 года. С учётом запрета транзитного проезда по странам Балтии на личном транспорте это оказалось важной информацией для автовладельцев.

Морское сообщение Усть-Луга — Балтийск

Морская линия «Усть-Луга — Балтийск» в обход Прибалтики.

На международной выставке «Нева-2023» президент ведущей российской IT-компании Sitronics Group Николай Пожидаев рассказал прессе об амбициозных планах: между Питером и Калининградом решено запустить беспилотные грузопассажирские суда. Сначала их предстоит проверить на автотранспорте, а затем на постоянной основе задействовать в акватории Северного морского пути.

Тестирование системы уже начато, вероятно, беспилотные суда появятся уже в 2024 году. Пассажирский электрический катамаран Ecovolt стал одной из платформ для тестирования и последующего внедрения прогрессивной системы. Планируется, что между Ленинградской и Калининградской областями будут курсировать две таких автопилотируемых «Теслы».

Большие паромы «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский» в 2023 году тоже претерпели серьёзную модернизацию и стали первыми российскими беспилотными паромами.

Теперь они оснащены новейшим высокотехнологичным оборудованием:

  • автономной системой навигации;
  • оптической системой анализа окружающей обстановки;
  • системой управления движением и маневрированием;
  • системой наблюдения за состоянием судна.

Беспилотные экопаромы имеют систему дистанционного управления, и при необходимости Центр управления в Санкт-Петербурге может взять судно под контроль в удалённом режиме.

Паромы из Санкт-Петербурга в Калининград

Паромная переправа, соединяющая основную часть России с Калининградской областью, задействована между морскими портами «Усть-Луга — Балтийск».

Время погрузки паромов тоже сократилось до 5 часов, раньше требовалось не меньше 20.

Основная задача паромов — доставка грузов, личные транспортные средства вторичны, а перевозка пассажиров ведётся по остаточному принципу.

Количество грузовых паромов за последние годы заметно увеличилось. Если в начале 2022 года по линии «Усть-Луга — Балтийск» курсировали всего два судна, то сегодня их 20. Причиной тому стала необходимость доставки в Калининград грузов, попавших под санкции Евросоюза, часто — социально значимых. Паромы перевозят нефтегазовое оборудование, металлоконструкции, трубы, тяжёлую строительную технику, навалочные (без тары) грузы.

Кроме того, летом 2024 года для перевозки автомобильного и железнодорожного транспорта на паромную линию между Калининградом и Санкт-Петербургом выйдет грузовой теплоход «Инженер Вешняков». В настоящее время судно находится на модернизации.

Цена перевозки авто на пароме в 2024 году

С 1 января 2024 года в связи с индексацией тарифов повысилась и цена перевозки:

  • стоимость провоза легкового автомобиля на всех паромах примерно одинаковая +/- 35 000 рублей, в зависимости от габаритов транспортного средства;
  • койка в двухместной каюте 3-го класса — 10 500 рублей. Если с вами едет пассажир, он платит столько же, НО гарантий, что вы окажетесь в одной каюте и в принципе пассажир попадёт на паром, нет. Бронировать места нужно заранее.

Таким образом, без надбавок за негабарит проезд за одного пассажира с легковым авто обойдётся в +/- 45 000 рублей в одну сторону.

В пути паром от 36 до 40 часов. Несмотря на то, что в стоимость билета включено трёхразовое питание, а в каютах есть туалет и душ, дорогу комфортной не назовёшь. По крайней мере, до возобновления круизных паромов, которые в первую очередь нацелены на перевозку пассажиров, а не грузов. А пока это дорого, долго и бывает, что сильно укачивает.

Как забронировать место

На паромах всего 6 двухместных кают на 12 человек. Продажа билетов для сопровождающих грузы в приоритете, это официальная информация от перевозчиков.

Расписание паромов в Спб - Калининград

Расписание паромов с 29 февраля по 1 июня 2024 года.

Что для этого требуется:

  1. Посмотреть актуальное расписание паромов на официальных сайтах компаний-перевозчиков, например, eurotek.ru, imex-service.ru, transbc.ru.
  2. Оформить заявку, убедиться, что она точно отправлена.
  3. Получить подтверждение и доставить машину в морской порт за 2 дня до отправления парома.
  4. Иметь с собой стандартный пакет документов на авто. Шенгенская виза и УТД не нужны, для проезда в Калининград по морю достаточно внутреннего паспорта.

Почему с Калининградом нет пассажирских паромов

До 2020 года паром «Петербург» неплохо справлялся, в том числе и с автопассажирскими перевозками. Двух- и трёхместные каюты + трёхразовое питание на борту привлекали путешествующих со своим авто. Но 6 лет назад его отправили на ремонт, а потом и вовсе арестовали за долги в таллинском порту.

Из Санкт-Петербурга в Калининград на пароме через Балтийское море

Морское сообщение из Питера в Калининград доступно только автовладельцам, попасть на борт без машины или любого другого груза нельзя.

Вопрос о возобновлении пассажирского морского сообщения из Санкт-Петербурга в Калининград и обратно периодически встаёт на повестку дня, но каждый раз не находит своего решения из-за соображений целесообразности (читай, рентабельности).

Две основные причины, по которым организация пассажирских перевозок сегодня считается бесперспективной:

  1. Стоимость билетов. По грубым оценкам, билет на паром со своим авто в одну сторону обойдётся в 45 000 рублей. Для сравнения, билет на самолёт из Санкт-Петербурга в Калининград на Авиасейлс в среднем стоит 2500 рублей, из Москвы — от 4000 рублей, а по акции и без багажа можно купить за условные 999 рублей.
  2. Время в пути на пароме через Финский залив и Балтийское море составит от 36 до 40 часов. На самолёте, даже с учётом закрытого неба над Европой, этот же путь из центральных регионов России занимает меньше двух часов.
Добраться в Калининград по воздуху дешевле и быстрее, чем по воде. Те, кто боятся летать, могут добраться на поезде. Дорога из Москвы займёт меньше суток, цена билетов в купе — до 5000 рублей. Правда, для проезда на поезде потребуется загранпаспорт, а также оформление УПД-ЖД.

Пассажирские морские перевозки в Калининград станут востребованы только в случае возобновления полноценных круизов, которые можно использовать одновременно и для транспортировки грузов.

Отличным примером такого круиза был лайнер «Принцесса Анастасия», вмещавший на борту до 2500 человек и 580 машин. Начиная с 2011 года судно совершало регулярные круизные рейсы по маршрутам Санкт-Петербург — Хельсинки — Стокгольм — Таллин — Санкт-Петербург и Санкт-Петербург — Калининград.

Из Санкт-Петербурга в Калининград на пароме через Балтийское море

Из-за пандемии маршрут был приостановлен. Сегодня паром Princess Anastasia принадлежит частной кипрской судоходной компании St. Peter Line, зарегистрированной в Европе, и в 2024 году ходит под итальянским флагом. От идеи его выкупа калининградские власти окончательно отказались.

В Балтийске не хватает терминалов

Губернатор Калининградской области Антон Алиханов тоже считает, что пассажирское сообщение между Санкт-Петербургом и Калининградом возможно лишь в виде круизов, а не простых паромных перевозок. Но и здесь незадача — для запуска круизного сообщения в порту Балтийск недостаточно терминалов.

Новый международный морской терминал, который планировалось построить в городе Пионерский, должен был начать работу ещё в 2020 году. Руководитель Росморречфлота Захарий Джиоев утверждает, что в 2024 году должен быть завершён только проект терминала.

Как только в Пионерском построят терминал, он будет ориентирован на внутренний рынок. Задача, которую перед ним ставят сегодня, — обеспечивать заход 110 круизных судов в год, пассажиропоток может составить не меньше 225 000 человек.

ЧАВО 💬

Можно ли пассажирам без машины купить билет на паром?
Паром идёт через Балтийское море, значит, что мне нужен шенген?
Если провозить авто на пароме, можно ли взять с собой личные вещи?
Как попасть в морской порт Усть-Луга из Санкт-Петербурга?
Если в 2024 году всё же запустят паромы для пассажиров, финансово это будет выгоднее поездки на поезде или самолёте?

Подытожим

Круизный лайнер «Принцесса Анастасия», скорее всего, больше не вернётся в акваторию Балтийского моря. Другой информации о возобновлении круизного морского пассажирского сообщения с Калининградом сегодня нет. В новостях периодически появляются осторожные намёки на возврат рейсов, но пока они остаются на уровне планов.

Рентабельность круизов должна чем-то подкрепляться. Платить от 15 000 рублей за 40 часов морской качки пассажиры будут готовы только при наличии кафе, баров, зон отдыха и вечерних развлекательных программ на борту.

А пока:

  1. Полноценных пассажирских перевозок на паромной линии «Усть-Луга — Балтийск» сегодня нет. И будут ли они в 2024 году, точно неясно.
  2. Сейчас из Санкт-Петербурга в Калининград ходят 4 грузопассажирских парома: два старых (1990 года выпуска) и два современных беспилотных. Но их приоритет — грузовые перевозки.
  3. На паромах всего 12 пассажирских мест. Бронировать места нужно как можно раньше.
  4. Онлайн-заявку на провоз машины и сопровождение можно заполнить на сайте компании-перевозчика. Автомобиль нужно доставить в порт за 2 дня до отправления парома.
  5. Проезд обойдётся не меньше 45 000 рублей в одну сторону. В 2024 году проходят тестирование автопилотируемые электрические суда. Это может сократить стоимость перевозки, но в туристическом направлении пока явных перспектив нет.
  6. Примерная длительность поездки на пароме — 40 часов.

Продолжаем следить за изменением ситуации с морскими пассажирскими перевозками из Питера в Калининград.

Что думаешь? Оцени!
58
2
Aleksandr Silk
Готовы ли вы заплатить 45 тысяч за проезд?

Leave a comment

Михаил:

Кто вообще отдаёт такие деньги? Из Японии во Владик или на Сахалин дешевле доставить машину. А тут в своей же стране дороже

Наталья:

Михаил, круизами пользуются не из-за цены или перевозки машин и других грузов. Круизы выбирают из-за комфортного времяпровождения на палубе, попутно заходя в разные порты и прогуливаясь по городу.

Куда кроме как Калининграда и Спб будут сейчас заходить отечественные круизы? Вернее кто их туда пустит? Наверное помните сколько шума было, когда наш круизный лайнер летом 2023 года зашёл в грузинский Батуми. Думаю, в ближайшие лет пять как минимум круизы по Балтике не будут востребованы, к сожалению…

Сергей:

Наталья, грузопассажирский паром нужен для перевозки пассажира с его автомобилем из одного пункта в другой.что вы уперлись в свои круизы.калининградцы заперты в области врагами,а люди путешествовать хотят.не на поезде и самолёте,а на своей машине,это и удобней и дешевле.паромы из финляндии в германию не ходят пустыми,почему то там это рентабельно?правители виноваты в нынешней ситуации,так пусть думают головой как из неё выйти!

Турист:

Сергей, на сколько мне известно калининградцам проезд транзитом на своей машине через Литву в Россию и обратно разрешён по УТД. Для них по сути ничего не поменялось в 2024 году. Зачем грузить машину на паром и тратить 45 тысяч?! Какая еще блокада?

Сергей:

Турист, вы пробовали проехать по УТД? полный бред пишите

Турист:

Сергей, ездили знакомые (у них прописка в Калининграде). В Москве через посредников оформили упрощенный транзитный документ и проехали через Чернышевское, сейчас это единственный автомобильный погранпункт, который работает между Литвой и Россией

Аноним:

Дорого! За 45к можно купить недельный тур в Светлогорске или Зеленоградске

Вадим:

Аноним, так оставь машину на пароме и лети на самолёте из Питера за 2к. Какая-никакая экономия 😀

Григорий:

Билет на комфортабельные паромы из Финляндии в Германию с питанием по системе «шведский стол» + сауна, бассейн, кино, по вечерам бесплатные концерты живой музыки для взрослых и аниматоры для детей стоит примерно 100–150 евро или те же 15 000 рублей. А у нас, если и соизволят запустить, ценовой старт сразу от 15+ тысяч! ))

Александр:

Григорий, такие круизы пользовались бы спросом у иностранных туристов — латышей, литовцев, да и в целом всех европейцев, которые бы хотели побывать в Питере. Для них те же деньги и новые приключения.

Обратно в Европу из СПБ на скоростном поезде «Аллегро» в Хельсинки например можно было бы. Но теперь это из ряда фантастики — ни поезда, ни морского сообщения с Россией больше нет