Грузия инициировала процесс запрета рейсов российских авиакомпаний в Абхазию, обратившись в Международную организацию гражданской авиации (ICAO). Москва пока не комментирует ситуацию, а в Сухуме рассчитывают на запуск регулярных полётов к началу курортного сезона. Чем может закончиться этот авиационный спор – в нашем разборе.
Агентство гражданской авиации Грузии (GCAA) обратилось в Международную организацию гражданской авиации (ICAO) с требованием запретить российским авиакомпаниям выполнять рейсы в аэропорт Сухума в Абхазии. Грузинские власти считают эксплуатацию этого аэропорта незаконной, поскольку он не имеет сертификата годности, выданного авиационными властями Грузии. Кроме того, полёты в Абхазию рассматриваются как нарушение принципов Чикагской конвенции о международной гражданской авиации.
Ранее, 7 февраля 2025 года, авиакомпания «ЮВТ Аэро» выполнила тестовый рейс из московского аэропорта Внуково в Сухум, перевезя 21 пассажира. В Министерстве транспорта России тогда сообщили о планах запуска регулярных рейсов в Абхазию летом 2025 года.
Позиция Грузии в международных организациях по поводу Абхазии
Аргументация грузинской стороны основывается на двух аспектах:
- Нарушение международных норм: выполнение рейсов в Абхазию без разрешения Грузии рассматривается как нарушение положений конвенции, регулирующей международные гражданские авиаперевозки.
- Отсутствие сертификации: аэропорт Сухума не имеет сертификата годности, выданного авиационными властями Грузии, что делает его эксплуатацию незаконной.
Грузия рассматривает Абхазию как неотъемлемую часть своей территории, обладающую автономным статусом. Эта позиция основывается на конституции СССР, согласно которой Абхазская АССР входила в состав Грузинской ССР. Международное сообщество признало Грузию в её советских границах, что подтверждает её суверенитет над Абхазией.
В международных организациях, Грузия активно продвигает резолюции, подтверждающие её территориальную целостность. До 2008 года Совет Безопасности ООН принимал резолюции, подчёркивающие суверенитет Грузии в её международно признанных границах, включая Абхазию. Однако после признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии возникли разногласия, что привело к прекращению деятельности Миссии ООН по наблюдению в Грузии в 2009 году.
В 2008 году Грузия приняла «Закон об оккупированных территориях», который регулирует правовой режим на территориях Абхазии и Южной Осетии. Этот закон предусматривает ограничения на экономическую деятельность и передвижение в указанных регионах без разрешения грузинских властей. Нарушение положений закона может привести к уголовной ответственности, включая лишение свободы до 5 лет, или административным штрафам.

Грузия рассчитывает на поддержку ICAO в этом вопросе и подчёркивает, что использование аэропорта Сухума без её разрешения противоречит международным авиационным нормам.
Кроме того, в 1996 году по инициативе Грузии страны СНГ ввели торгово-экономические санкции против Абхазии, запрещающие государственные связи с этим регионом. Россия отменила эти санкции в 2008 году.
Таким образом, Грузия последовательно использует международные платформы и внутренние законодательные меры для утверждения своего суверенитета над Абхазией и ограничения деятельности, которая, по её мнению, нарушает её территориальную целостность.
Поскольку официальная реакция российских властей на обращение Грузии пока не поступила, возможные ответные меры со стороны Москвы остаются неизвестными. Однако, учитывая стратегическое партнерство России и Абхазии, можно быть уверенным, что российская сторона будет отстаивать свои интересы в вопросе авиасообщения с Абхазией.
На данный момент официальных заявлений руководства Абхазии по поводу обращения Грузии в ICAO с требованием запретить российским авиакомпаниям выполнять рейсы в Абхазию тоже не поступало.