После более чем 30-летнего простоя аэропорт Сухума готовится принять первые международные пассажирские самолёты. Как проходит реконструкция, когда начнутся полёты, из каких городов России будут осуществляться рейсы и почему против открытия выступает Грузия — разбираемся в подробностях.
У нового аэропорта в Абхазии пока нет официального сайта, где можно было бы узнать всю необходимую информацию. Поэтому её приходилось искать в разных источниках.
О чём вы узнаете 🎓
🆕 Последние новости
На начало апреля 2025 года Международный аэропорт Сухум (Бабушара) имени В. Г. Ардзинбы находится на завершающей стадии реконструкции. По информации исполняющего обязанности министра энергетики и транспорта Абхазии Джансуха Нанба, работы по аэродромной части завершены, и в ближайшее время ожидается получение необходимых сертификатов и разрешений для начала регулярных рейсов.

В Сухумском международном аэропорту уже работают 319 человек, из которых около 270 являются гражданами республики.
7 февраля состоялся первый рейс из Москвы в Абхазию. Тестовый полёт был осуществлён на узкофюзеляжном пассажирском самолёте Bombardier Mitsubishi CRJ 200ER, который вылетел из московского аэропорта Внуково. Полёт длился около 2 часов 40 минут. Приземление в Сухуме произошло без замечаний, что подтвердило готовность взлётно-посадочной полосы и навигационной инфраструктуры аэропорта к приёму гражданских рейсов.
Прямые рейсы в столицу Абхазии будет выполнять сравнительно новая авиакомпания из Республики Татарстан — «ЮВТ Аэро». Ещё как минимум два других авиаперевозчика заинтересовались этим новым направлением.

Не так давно самолёты Bombardier CRJ200 стали носить название Mitsubishi. Это произошло после того, как компания Mitsubishi Heavy Industries заключила соглашение с канадской Bombardier о покупке программы производства региональных ближнемагистральных лайнеров CRJ.
Красноярская авиакомпания Nordstar также получила разрешение на полёты в Сухум. Она сможет осуществлять до семи еженедельных рейсов по маршруту Москва — Сухум. Кроме того, компании разрешили до трёх прямых рейсов из Красноярска в столицу Абхазии.
Ещё одно разрешение на полёты из Москвы в Сухум было выдано московской авиакомпании iFly. Теперь она сможет выполнять 14 рейсов в неделю.
В советское время длина взлётно-посадочной полосы в аэропорту составляла 3,64 километра, что позволяло принимать все типы гражданских и военных самолётов. К слову, это одна из самых длинных полос в СНГ и в полтора раза длиннее бывшей полосы в Адлере. Сухумский аэропорт расположен в Колхидской низменности, на берегу моря, что обеспечивает возможность посадки с двух сторон. Это выгодно отличает его от аэропорта в Сочи.
Аэропорт был спроектирован с учётом всех типов советских самолётов. В конце 60-х годов здесь совершал посадки и взлёты опытный образец самого большого пассажирского самолёта Ту-114. Впоследствии этот самолёт много лет эксплуатировался на маршрутах Москва – Хабаровск, Владивосток и в Японию.
В советское время в период летнего «пика» для черноморского побережья терминал мог обслуживать до 5000 пассажиров в сутки. В довоенное время аэропорт принимал около 600 пассажиров в час.
В 2023 году между Абхазией и Россией было достигнуто соглашение о строительстве аэропорта. Реконструкцией аэропорта занимается российская компания «Инфраструктурное развитие». Согласно проекту, инвестор реконструирует взлётно-посадочную полосу длиной 3100 метров и шириной 45 метров, рулёжную дорожку и обновит историческое здание аэровокзала. Пропускная способность нового комплекса составит 1300 пассажиров в час.
«Открытие аэропорта — это новый этап в развитии туризма нашей страны», — подчёркивает министр туризма Абхазии Теймураз Хишба. «Мы ожидаем, что поток туристов увеличится на 40-50% уже в первый год работы аэропорта, что даст мощный импульс для экономики региона».
Посол Абхазии в России Алхас Квициния также подтвердил, что начнёт работу в летний сезон 2025 года. «Полноценное функционирование ожидается летом», — уточнил дипломат.
Квициния отметил, что планы по модернизации Сухумского аэропорта стали значительным достижением предыдущего руководства республики. Напомню, что в ноябре 2024 года президент Абхазии Аслан Бжания был вынужден покинуть свой пост из-за массовых протестов, связанных с ратификацией инвестиционного соглашения с Россией.
В результате войны с Грузией в 1992–1993 годах аэропорт сильно пострадал. До настоящего времени он использовался для редких рейсов в высокогорное село Псху на самолётах Ан-2 и Вильга-35А. Летом туристические компании организовывали вертолётные заброски для походников.
Регулярное авиасообщение начнётся к лету 2025 года, что значительно упростит транспортное сообщение с Абхазией и поспособствует росту туристического потока в республику.
Позиция Грузии по возобновлению авиасообщения
Грузинская сторона обращается к международному сообществу с призывом не признавать и не поддерживать такие инициативы, что создаёт дополнительные дипломатические и юридические препятствия для полноценного функционирования аэропорта. Более подробно о том, почему Грузия против, я рассказал в этом материале.
📍 Новый аэропорт на карте Абхазии
Расстояние до популярных курортов:
- аэропорт — Сухум: 18 км
- аэропорт — Очамчира: 39 км
- аэропорт — Новый Афон: 46 км
- аэропорт — Гудаута: 62 км
- аэропорт — Гагра: 103 км
- аэропорт — Пицунда: 107 км
- аэропорт — Цандрипш: 124 км
- аэропорт — КПП «Псоу» (граница с Россией): 130 км
В советское время для доставки пассажиров в аэропорт Сухума использовались автобусы, которые отправлялись из центра города и с железнодорожного вокзала. Также были доступны специальные экспрессы и такси.
Автобусы отправлялись с 6:00 до 21:00 по московскому времени с интервалом в 15 минут. Время в пути на автобусе составляло около 50 минут, на экспрессе — всего 35 минут.
Пока нет точной информации о том, каким будет расписание общественного транспорта в 2025 году. Мы обязательно напишем об изменениях.
Российские города, откуда можно будет прилететь в Абхазию
До запуска авиасообщения добраться из России в Абхазию можно было только по земле. Теперь же российские туристы смогут гораздо быстрее и проще попасть на свои любимые курорты. Больше не придётся стоять в длинных очередях на пункте пропуска «Псоу».
В 2025 году ожидается запуск прямых рейсов в Сухум из следующих городов и регионов России:
- Москва
- Санкт-Петербург
- Казань
- Уфа
- Нижний Новгород
- Краснодар (временно закрыт)
- Екатеринбург
- Новосибирск
- Красноярск
- Югра (ХМАО)
- Ямал
В этом списке также присутствует Международный аэропорт Сочи, расположенный в Адлере. Однако стоит ли организовывать перелёты на расстояние 140 километров, если время, которое пассажиры потратят на регистрацию и досмотр, может превышать время самого полёта? Возможно, более целесообразным будет рассмотреть возможность организации рейсов из Минеральных Вод и Ростова-на-Дону.
Замечательная новость, вот только мне кажется цена билетов на рейс Москва — Сухуми, будет намного дороже, чем Москва — Адлер. В Сочи часто можно найти билеты за 2-3 тысячи с багажом в одну сторону. В Абхазию сомневаюсь, что будут такие акции
Ольга, а я в его открытии вообще не вижу для себя плюсов. Отдыхаю в Гагре и Пицунде всегда, так что добираться через Адлер намного быстрее, чем оттуда ехать потом. В той части Абхазии вообще курортов мало нормальных. Инфраструкты вообще нет никакой, кроме Сухума. Летать в этот аэропорт будут чаще сами абхазы, чем туристы!
Ольга, вероятно вы правы. «Победа», «Уральские линии» и другие лоукостеры скорее всего не полетят в Абхазию боясь за свою репутацию и санкции со стороны Грузии… Будут летать неизвестные авиакомпании вроде этой «ЮВТ Аэро» из Бугульмы тысяч за 10-15 в одну сторону 🙂
Какие-то двойные стандарты у этих абхазцев. Почему они тогда не бойкотируют российские инвестиции в строительство их аэропорта??!
Сколько будет стоить билет из Москвы?
Светлана, пока не поступала информация о ценах.